АВТОР ПРОЕКТА «БЕРИСЬ И ДЕЛАЙ» И ОСНОВАТЕЛЬ КОМПАНИИ «SHOKOBOX» РАЗБИРАЕТ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ БИЗНЕСА.

 

Этап 1. Принятие решения

  • С этого все должно начинаться. Решение о создании бизнеса должно быть принято абсолютно искренне. Чтобы объяснить, что это значит, я процитирую слова Льва Николаевича Толстого о писательстве: «Если вы можете не писать – не пишите». Также и с предпринимательством: если вы можете не заниматься им – не занимайтесь.
  • Подумайте, не откажетесь ли вы от выбранного пути, столкнувшись с первыми трудностями, сможете ли некоторую часть своей жизни посвятить реализации задуманного? Лучше не устанавливать временные рамки для проекта, ведь если не получится ничего через пару месяцев или полгода, вы включите задний ход. Многие бизнес-проекты требуют годы работы, прежде чем дать какие-то плоды.

 

Этап 2. Оценка ресурсов и подготовка к тест-драйву

  • Когда решение принято, необходимо определиться с направлением. В моем случае это были услуги: чтобы оказывать их, вам не нужно ни помещение (можно работать даже в кафе и проводить там встречи с клиентами и с рабочей группой), ни оборудование. По большому счету, можете вести дела из дома, имея под рукой только телефон и компьютер.
  • Используйте те ресурсы, которые у вас есть: если у вас есть машина, грузовик или какое-то помещение, то вам необходимо все это принимать в расчет. Нет ничего – оказывайте виртуальные услуги. Наиважнейший ресурс – это знание и опыт.
  • Учитывайте свои умения: хорошо, конечно, когда вы коммуникабельны и умеете убеждать людей, но когда вы двух слов связать не можете и очень застенчивы, справедливо оцените свои силы и не стоит начинать проект, где от вас требуются личные продажи. Но не переживайте, если не обнаружите в себе необходимых способностей, это дело наживное и можно легко всему обучиться.
  • Используйте имеющиеся возможности, выпишите то, чего в вас нет, но должно быть. Постарайтесь получить то, чего не хватает. Касаемо навыка продаж, его легко можно приобрести где-нибудь в сетевом маркетинге: идите в «Avon» или «Energy Diet» – там очень хорошо учат продавать и прививают навыки коммуникации с людьми. Улучшить ресурсы можно всегда, но запомните: работающее лучше, чем идеальное. Поэтому стоит начинать с тем, что есть. Тот факт, что вы смогли действующий ресурс конверсировать в нечто большее, означает, что вы и дальше сможете успешно использовать и собственные ресурсы, и заемные.
  • В заемных средствах нет ничего плохого, но использовать их нужно тогда, когда вы доказали, пусть и в малом масштабе, что вы можете что-то преумножить.
  • Рискуйте тем, что не страшно потерять. Не ставьте на кон все, рискните малой долей и посмотрите, как получится. Сконверсируете больше, берите долю побольше – и так потихонечку, степ бай степ.
  • Далее выберите идею. Составьте бизнес-план, чертеж или схему хоть на салфетке – неважно, как вы это выразите, но какой-то черновик у вас должен быть.
  • Для сервисного бизнеса стартовый капитал не нужен. Вы можете использовать факт нехватки денег в качестве оправдания собственной бездеятельности, как делает большинство, но после того, как вы составили список грядущих затрат, задайте себе вопрос: «А без этого никак?». Поговорка такая есть: «Одни ищут возможности, другие – оправдание». Если вы действительно хотите начать свое дело, вы начнете и без стартового капитала. Вы придумаете, как это сделать. Если вам требуется услуга какого-то специалиста, станьте этим специалистом – научитесь. Первый бизнес вы должны делать с пустыми карманами либо с теми деньгами, которые вы сами заработали и накопили. Когда научитесь преумножать капитал, тогда можете думать об инвестициях.
  • Самый неправильный путь (и тот, который выбрал я) – это реализовывать идею, которая вспышкой возникла в голове. Как только появилась идея, которая только одному вам нравится и одному вам понятна, не кидайтесь без оценки спроса и потенциала на ее воплощение. Правильнее было бы, определившись с темой, получить какой-то опыт в этой сфере.

 

Этап 3. Тест-драйв

  • Опыт можно получить, поработав в компании, которая уже занимается тем, чем хотите заниматься вы. Если же у вас какая-то инновационная идея, найдите компанию, которая работает примерно в том же направлении. То есть, если вы, допустим, решили создавать приложение для собак – идите в компанию, которая выпускает приложения для людей. Посмотрите, как все там устроено.
  • За вас все риски несет работодатель, и за его счет вы получаете необходимый для вас опыт. Я же, дурак, получал опыт за свой счет. Путь собственных проб и ошибок – самый долгий и дорогой путь. Безопаснее и правильнее увидеть механизм работы, а также все плюсы и минусы, которые помогут проверить на практике ваши предпринимательские идеи, используя при этом инфраструктуру работодателя, который уже вложил в это много денег и создал все необходимое.
  • Да, все сливки снимет босс, но вы получите то, что для вас важнее – бесценный, по сути, предпринимательский опыт, но внутри компании. Если начальник умный, то за вашу инициативность он вас вознаградит, но если он не оценит ваших стараний и запорет всякое желание проявлять творчество, вы сможете воплотить его уже в своем проекте.
  • В идеале вы получите дополнительный ресурс, доверие, заработаете деньги и компании и себе, получите опыт реализации проекта и опыт управления рабочей группой. Без последнего в собственном бизнесе никуда.
  • Результатом тест-драйва должно стать собственное сложившееся мнение об этом проекте. Например, результатом тест-драйва машины становится принятие решения о покупке или о не покупке. Также и здесь: вы должны принять решение заниматься этой темой дальше или искать что-то другое. Это программа минимум. Программа максимум означает, что на тест-драйве вы уже и заработаете. Это как в рекламе: когда на машине вы и вещи свои успели развезти, и детей домой закинуть, и жену встретить, а потом обратно отвезли машину в салон. То есть вы не только мнение получили, но и по полной эксплуатировали проект.

 

Этап 3.1. Создание команды

  • В рамках тестирования своего проекта вы тестируете и свою команду. Команда — это необходимая составляющая, но одного лишь ее наличия недостаточно. Могу привести сравнение с понятным мне парусным спортом: у вас может быть отличная команда, но лодка никудышная; может быть и лодка и команда замечательные, а ветра нет, либо будет сильное встречное течение. Команда – это не просто хорошие люди, это люди, которые умеют выполнять поставленную задачу и которые способны взаимодействовать друг с другом.
  • Если выбирать между гениальными специалистами на разных участках, которые сами по себе солирующие звезды, и средненькими ребятами, но которые работают слаженно – лучше выбрать второй вариант. Правильность выбора зависит от опыта и удачи. Если вам повезло один раз при формировании команды, то не рассчитывайте на то же везение, когда вы соберетесь расширять свой проект.
  • Команду надо искать нацеленную не на получение какого-то профита, а на получение удовольствия от самого процесса работы. Нет никаких гарантий, что у вас будет заработок, поэтому важно, чтобы люди верили в вас как в лидера, верили в идею.
  • Иногда нужно свою идею преподнести как общую, пожертвовав правом собственности на нее. Порой возникает некоторое препятствие, когда люди осознают, что работают ради вашей идеи. Люди должны работать ради общей идеи, в которую каждый вложил частичку себя. Дайте людям почувствовать собственную значимость и собственную роль в этом деле.
  • Команда и исполнители – это не одно и то же. Например, вы создаете сайты и набрали в команду отличных программистов, дизайнеров и верстальщиков, которые творят нереальные вещи. С другой стороны, вы сами можете изучить программирование, дизайн, научиться верстать, создаете свои шаблоны, свой стиль и задача рабочей группы – использовать ваш стиль и ваши шаблоны. Это уже работа с исполнителями.
  • Скажем, приходите вы в Макдоналдс, где есть свои стандарты бургера и картошки. В каждом заведении этой сети вы ждете именно такую картошку и такой бургер. Представьте, если кто-то начнет проявлять креативность, и внешний вид или содержимое изменится. Ценность бренда сразу потеряется. В этой схеме вам нужны исполнители, которые будут легко заменяемы.
  • Создавать команду можно идейно или практично. Практичность означает, что из-за одного человека, который вдруг решит переметнуться в другую сферу, работа не встанет, а просто найдется замена. Идейная команда провоцирует риски, но без такой команды сложно создать яркий продукт. Как только продукт создали, его требуется стандартизировать и переходить к практичности, но начинать лучше с идейной команды.

 

Напутствие

Занимаясь бизнесом, вы создаете структуру, при которой, в идеальном варианте, от вас не требуется никаких вмешательств. Вы ставите условия, выбираете людей, подсказываете им что-то: чертите ручейки и русло, куда потом водичка потечет. Неизбежно на некоторых этапах вам придется вступать в игру, пока не отточите все механизмы и не приведете людей, которые справятся с поставленными задачами лучше вас или также.

Любой бизнес имеет стандартный цикл развития. Очень важно ловить момент пика. В этот момент всегда нужно что-то делать по-другому, чтобы линия жизни вашего бизнеса не пошла вниз. Искусство системного развития в том, чтобы прогнозировать в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, но в итоге любой проект конечен и имеет срок годности.

Без воли и готовности к неудачам никакого бизнеса не будет никогда. В бизнесе нет гарантий, нет пола и потолка: вы можете как глубоко провалиться, так и высоко взлететь. Пол и потолок есть на работе: выше президента компании вы не прыгните. Но зато на обычной работе есть стабильность, которая многим так необходима. Хотите стабильности – забудьте про бизнес.