Фото НЕЛЛЯ МАРТИРОСОВА

Фото НЕЛЛЯ МАРТИРОСОВА

ФОТОГРАФ РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ ДЕЛИТСЯ ИСТОРИЕЙ СВОЕГО УВЛЕЧЕНИЯ 

Знакомство с фотосъемкой

Вспоминая еще школьные годы, можно сказать, что ежегодное фотографирование класса было для меня целым событием. Когда в класс заглядывал мужчина с вопросом: «Будете фотографироваться?», в голове сразу возникали образы того, как потом это фото будет выглядеть у меня в руках. В этом был какой-то свой кайф.

В классе шестом, когда мальчики и девочки начинают влюбляться друг в друга, всем хотелось, конечно же, поразить объекты своей симпатии и выглядеть хорошо на таких фото. Я заметил это прихорашивание и подготовку к общей съемке, а потом и к индивидуальной. Это была особая атмосфера, как будто происходило нечто особенное.

Сам я начал фотографировать, когда родители на один из праздников подарили мне пленочный фотоаппарат фирмы Samsung. Мне тогда было лет 12. У многих моих друзей уже были фотоаппараты, и мы постоянно клянчили деньги у родителей, чтобы купить пленку. Все происходило так: компанией выбегали во двор, фотографировали просто все подряд, а потом бежали довольные в печать. После сдачи негативов на специальном аппарате с телеком мы просматривали фотографии и отмечали на предоставленном листе, какие именно фотографии нужно распечатать. Потом такие счастливые были, когда все получали на руки.

Фото РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ

Фотографии РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ

 

Другой интерес

Шло время, и про фотографию я забыл, поскольку полностью отдался следующему увлечению — музыке. Даже не вспомню, как ко мне попал тот альбом с электронной музыкой. Я начал заслушиваться и искать единомышленников, которых, к сожалению, вокруг себя так и не нашел. Поэтому стал знакомиться с людьми с похожими интересами через интернет. Помню, как ходил на почту, чтобы сделать перевод денег за регистрацию на сайте, где можно было качать музыку.

Да… Это было более маниакальным увлечением, чем фото. Помню я ждал двух часов ночи, потому что в это время все уже спали, и интернет лучше работал. Песня качалась пару часов, а потом я одевал наушники и наслаждался.

Скоро я узнал про диджеинг и начал ходить в клубы. Первый раз это было в 2003 году, танцы меня не увлекали, я все время проводил у диджейской стойки и смотрел, кто и что там делает. У меня тогда было очень странное чувство — я не понимал, почему люди не интересуются названиями и авторами композиций, ведь это была крутейшая музыка. Я постоянно подходил с листком и спрашивал: «А что это, а это?», списывал названия с пластинок, ведь тогда все еще на виниле играли, и ночью покупал новые песни через специальный сайт.

Я знакомился с людьми, которые играли в этих клубах, и просил, чтобы они меня обучили. Так я начал играть сам, в 2006 году был мой дебют, и вот играю по сей день.

Я из Новосибирска, поэтому там и играл. Началось все с тяжелой электронной музыки. Я тогда и на рейвах выступал, где было несколько тысяч человек, и на фестивалях. С возрастом моя музыка становилась спокойнее, глубже, а может даже умнее.

Фото РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ

Снова фото

К фотографии я вернулся, как ни странно, благодаря кинематографу. Я начал увлекаться кино именно с точки зрения качества изображения. Для меня была важна сама картинка. Я начал думать о фильме, как об отдельных кадрах, как если нажимать просто на кнопку «стоп» во время просмотра и запечатлевать момент, как снимок.

Фотография войдет в твою жизнь в любом случае, если ты увлекаешься такими вещами, как литература, кинематограф или музыка. Здесь фотография сама собой напрашивается.

Любовь к мрачному кино дала мне то, что сейчас можно видеть в моих фотографиях. Вы не найдете у меня добрых радужных снимков с большим количеством цветов. В свою очередь, такая любовь перетекла из книг. Я ведь очень люблю скандинавскую литературу, а соответственно, обожаю скандинавское кино: датских, шведских, норвежских, исландских режиссеров и авторов — мрачный, достаточно жесткий нуар. Обычно это детективы, затрагивающие какие-то социальные проблемы, например, «Девушка с татуировкой дракона».

Я снова начал фотографировать, когда у меня появился мой первый айфон. Камера была не очень, но я все равно занимался этим, потому что мне нравилось. Также смотрел на работы других людей — качественные снимки с размытыми планами или потрясными портретами — меня это впечатляло.

И… Я захотел зеркалку. Не потому, что все тогда ее хотели, причина крылась в желании изучить фотоаппарат и попробовать сделать хорошие снимки. Я тогда не думал, что мне это будет приносить какой-то доход или известность.

Взяв кредит на фотоаппарат, я купил Canon 60D и портретный объектив 1.4, потому что людей приятнее фотографировать, чем предметы. Не будучи знаком с оборудованием, я перелопатил интернет и взял нечто среднее. Конечно, начитался информации, без этого никак, но все равно понятия не имел, как этим пользоваться.

Начал фотографировать друзей и знакомых и зарегистрировался в одной социальной сети для фотографов. Со временем узнал, что там есть люди, которые снимают на телефон. Меня это очень заинтересовало.

Фото РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ

Мобильная съемка

Когда у меня появился мой второй айфон, это была четверка, я узнал про существование Инстаграма. Я там зарегистрировался, но лишь для того, чтобы можно было наложить их фильтры, не пользуясь им, как социальной сетью.

Я начал фотографировать часто. Переписываясь со своей девушкой, мог банально запечатлеть в куче снимков свой поход за сигаретами до магазина и прислать ей. Ее это забавляло, а я прямо парился над цветами и тенями, ведь уже владел знаниями фотошопа.

Конечно же, я смотрел всякие обучающие видео по фотографии. У меня даже что-то начало получаться. Тогда я узнал, что есть очень крутые приложения на айфон для обработки фотографий, в которых можно делать не просто наложения фильтров и добавление чудовищной резкости. Постепенно я как-то совсем забросил зеркалку и стал снимать только на айфон.

У нас в стране с большим скептицизмом относятся к мобильной фотографии. Но, по сути, какая разница на что ты снимаешь, если ты умеешь это делать.

Как-то раз, проснувшись утром, я полез смотреть ленту Инстаграма и обнаружил, что у меня было очень большое количество лайков, около семисот, и примерно полторы тысячи подписчиков. Я не понял, что происходит. До этого я следил за одним парнем из Штатов, мы оставляли друг другу комментарии, ставили лайки. Он сделал как-то коллаж с моими фотографиями и рекомендовал своим подписчикам. Я подумал, что может еще кто-то вроде него рассказал обо мне.

Мне тогда приятель из Украины написал: «Поздравляю тебя с Рекомендованным пользователем». Я не понял. Зашел в приложение, а в директе было письмо от Инстаграма с поздравлениями, что я стал рекомендованным пользователем, и разъяснениями, что это значит. А значит это вот что: когда ты регистрируешься в этой сети, тебе выпадает определенный список людей, на которых Инстаграм рекомендует подписаться. Вот меня в такой список включили. Каждый, кто регистрировался, скорее всего, видел мою страницу. В течение двух недель в подписчиках прибавлялось по полторы тысячи человек в день. Со временем, когда мою страничку убрали из этого списка, их количество, а также число лайков стало уменьшаться. Похожая история была в социальной сети Vsco. Там меня тоже стали рекомендовать.

После этого всего мне написал один музыкант с просьбой дать ему мою фотографию для обложки его нового альбома. Я тогда с него ничего за это не взял. У меня есть хорошо оплачиваемая работа, поэтому свои увлечения в работу я не превращал, чтобы они не становились рутиной. Хотя сейчас осознаю, что, если бы полностью отдался творчеству и работал бы на себя, как, например, моя жена, у которой в другом городе своя фотостудия и которая работает здесь фотографом, все было бы по-другому.

Мне предлагали устроить монетизацию. К примеру, какой-то отстойный репер выпускает новый альбом, и, чтобы пропиариться, они ищут аккаунты с большим количеством подписчиков. У одного из моих знакомых фотографов был пост со снимком экрана его мобильника, на котором была обложка альбома, и текст в комментарии: «Я начал свое утро с прослушивания альбома крутого музыканта». Платили за это вообще копейки  позор какой-то. Я сделал две обложки для музыкальных альбомов и одну для сингла. Но это было для людей, чья музыка мне нравится. Мне по кайфу видеть в iTunes их альбомы с моими снимками.

Фото РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ

Советы

Самое главное в фотографии — это свет. Вообще «фотография» переводится, как «светопись». Если у тебя не будет хорошего света, у тебя не будет объема и не будет хорошего исходника. После этого ты можешь хоть миллиард фильтров наложить, но нормального результата не выйдет.

Съемка людей хороша, когда можно найти людей с интересной внешностью. Еще круто, когда есть знакомые, которые занимаются актерским мастерством или модельным бизнесом. Они, по крайней мере, могут выдать нужные тебе эмоции в кадре.

Нужно смотреть на других фотографов, но не пытаться повторить, а просто вдохновляться их работами. В любом случае, личный опыт будет строиться на уже пройденном опыте других людей. Но твое мировоззрение, твои интересы и все, что есть в тебе, будет, так или иначе, отражаться на фотографиях.

Раньше я очень расстраивался, когда у меня не получались снимки. В то время казалось, что если за день не вышла пара прямо-таки хороших кадров, то время прошло зря. Сейчас я отошел от этого. Не получился снимок — удаляй. Зачем хранить то, что тебе не нравится?

Я призываю не уделять фильтрам большую роль в редактировании. Сначала надо настраивать фотографию инструментами, которые заложены в основу работы: тенями, светом, цветом, насыщенностью и объемом. Занимайтесь этим, а уже потом только используйте фильтры, чтобы подчеркнуть определенные вещи или добавить тонирование.

Самое классное — когда ты сделал фотографию, настроил все, тыкаешь в фильтры, и они все подходят. Вот действительно здорово. Потому что ты изначально снял круто.

Фото РАФАЭЛЬ ИСКАНДЕРОВ