ЗОВ ПОГОВОРИЛ С ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ МОЛОДЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ О ТОМ, КАК СОЗДАТЬ СВОЮ ГРУППУ И С ЧЕМ ПРИДЕТСЯ СТОЛКНУТЬСЯ В ПРОЦЕССЕ.

Роман Сафонов, 

группа «Montanna», 

бас-гитара/вокал

 

Чем занимались до создания группы?

Мы познакомились в Воронеже. Все, кроме нашего барабанщика Паши, играли в КВН, учились в институтах, жили студенческой жизнью и параллельно играли в разных коллективах. С Сашей (гитара/клавиши – Прим. ред.) много работали в педагогических отрядах, там получили колоссальный опыт выступлений. Так что со сценой и творчеством мы уже давно «на ты».

Я закончил музыкальную школу, был солистом в одной из групп, после этого уходил в юмор, участвовал в Comedy Баттле, но все равно вернулся к истокам своих интересов.

 

Занимаетесь ли чем-то сейчас помимо музыки?

К сожалению, музыка сейчас — не прибыльное дело, поэтому мы все работаем. Кто-то постоянно, кто-то на каких-нибудь проектах. Я, например, веду мероприятия, пишу сценарии, Женька (гитара/вокал – Прим. ред.)  — звукорежиссер. Так или иначе все равно деятельность связана с творчеством и музыкой. Времени на группу очень мало, но, если действительно чего-то хочется, то ты будешь искать любые возможности, чтобы совмещать все с любимым делом.

 

Что нужно для создания группы?

Ну, первое и, наверно, самое банальное — нужны люди. Причем не просто коллектив, а команда, с харизмой и энергетикой, которая тащится от того, что делает. Которая относится к делу серьезно и ловит кайф от всего происходящего! Которая делает все ради вот этой совместной деятельности. Надо переехать? Не вопрос! Перейти на заочку? Окей, справимся.

Во-вторых, стремление к тому, что все получится. Ну, а в-третьих — конечно же, связи. Мы как-то поехали на Селигер, там познакомились с Линой Арифулиной. Мы ей понравились, она перетащила нас в Москву, где поучаствовали в телепроектах на канале Ю. Потом с Линой дороги разошлись, познакомились с ребятами, которые позвали нас в Питер, и вот мы тут.

 

montana3

 

Что нужно для развития группы?

Это очень сложный вопрос. Несмотря на то, что я довольно много знаю в этой сфере, мы со многими знакомы, благодаря Арифулиной, причем с известными людьми. Я еще большей части всех схем продвижения и не знаю. У нас шоу-бизнес — это пальцем в небо тыкать: ты можешь вложить кучу средств в клипы, рекламу, и ничего не выйдет. Мы, к примеру, оплачивали рекламу в социальных сетях, участвовали в конкурсе «Высшая проба» Григория Лепса, альбом записали. Но ключевой закон очень прост: нужно оказаться в нужное время в нужном месте. И еще название хорошее нужно! Мы назвались «Кролики» до Montanna, и нас даже не включали послушать.

 

Как записать свой альбом, поучаствовать в фестивале?

Надо, прежде всего, подготовить материал стоящий. Мы потратили на это два года, а сам альбом записали-то месяца за полтора-два. Очень важно снять большую профессиональную студию, и работать-работать-работать там, продумывать все досконально.

С фестивалями все просто: через интернет подаешь заявку и, собственно, все. Бывает они сами пишут, ищут таланты, устраивают встречи, обрисовывают перспективы. Но я к таким вещам очень плохо отношусь, потому что музыка — не спорт, нельзя сравнивать разные стили и выбирать из них кого-то лучшего. Фестивали хороши только для тусовки, чтобы себя показать. К примеру, на одно из таких мероприятий приходили Бандэрос, респектовали нам, а еще Байгали Серкебаев (клавиши, группа А’Студио – Прим. ред.) сказал, что мы крутые. Вот ради таких вещей стоит посещать такие мероприятия, это приятно, это мотивирует. И есть над чем подумать.

Где и как выступать?

Мы ездили на гастроли (Питер, Москва, Челябинск, Уфа, Воронеж и т.д.), но, на мой взгляд, смысла в этом вообще нет никакого, потому что люди не приходят на концерт просто так, им нужна раскрученная реклама. Все наши гастроли проходили в арендованном автомобиле, маршрут выстраивали просто, согласно простейшей логистике. Но для нас было неважно сколько народу мы собирали.

Когда есть слушатели — это прекрасно, есть ощущение вот этого тонкого музыкального волшебства. Когда народу было мало, начинали просто больше концентрироваться на себе. Выступления — это классно, это страшно, но это захватывает! И без них уже не можешь. Ради этого все и делается, ведь круто, когда видишь, что людей качает под твою музыку, чувствуешь настоящую силу в этом.

 

Планы по завоеванию мира

Не планируем сидеть без дела, а как там все сложится — неизвестно. Что будет через год? Все может изменится в любой момент. В планах — рост. Это, наверное, пока и есть самое грандиозное, чего хочется достичь. Хотим сами себя удивить.

 

Что посоветуете тем, кто только начинает? 

Если нравится дело, значит надо им заниматься. Однако, если можешь не притрагиваться к инструменту дня два-три, то лучше вообще не играть. Это реально должно заряжать каждый день, это надо любить, это должно быть необходимо.

Из своего опыта я бы посоветовал, самое главное, не лениться. И действовать. Если пришла мысль/идея, нужно сразу воплощать ее в жизнь, а не откладывать на потом.

 

 

 

 

Роман Рябов, 

«Hot Blood Nature», 

бэк-вокал/гитара

Чем занимались до создания группы и чем занимаетесь сейчас помимо музыки?

Занимаюсь музыкой уже довольно долго, лет с десяти наверно. Сейчас мне 28. За это время успел поиграть в разных музыкальных группах и с разными интересными людьми.

Не думаю, что в России можно исключительно музыкой зарабатывать. Только не сейчас. Наша группа не исключение из правил, вот все мы и трудимся в разных местах. Кто в офисе, а кто в кофейне.

Музыкантам в любом случае приходится где-то чем-то сторонним заниматься. Музыка не основной источник дохода, потому что нет сформированного рынка. Во всяком случае в рок индустрии.

 

Что нужно для создания группы?

Для этого требуются правильные люди, ваши единомышленники. Главное — быть в кругу друзей, ну и научиться играть, конечно. Мы так и начинали. Росли в одном дворе, тяготели к металлу, к року, в принципе к музыке. Дальше само как-то затянуло.

Рок не ограничивается определенным набором инструментов. Может ли человек играющий на скрипке или виолончели попасть в рок группу? А кто ему запретит?

Место для репетиций тоже не так важно. Конечно, можно и дома у одного из ребят собраться, а есть вариант и с арендой помещения. Мы иногда репетируем в репетиционной студии «Манкра», что на Горьковской находится. Хорошее место.

 

Где и как выступать?

Выступайте везде, где только сможете. Конечно, это сработает только при стопроцентной уверенности в своем материале и технической укомплектованности группы. У нас на счету пока четыре концерта. Недавно записали альбом и уже скоро начнется наш музыкальный тур.

На самом деле, способов организовать выступления миллион. Можно самим это сделать либо сотрудничать с кем-то. Под «кем-то» я имею в виду букинг-агенства или арт-директоров клубов.

У всех ведь есть интернет. Мониторить нужно все постоянно, искать варианты и возможности.

 

Как записать альбом и снять клип?

Чтобы сделать что-то нужно четкое осознание того, что вы хотите получить в конце. Подумайте чего вы хотите достичь этим действием и готовы ли вы.

Альбом можно записать где угодно. По цене все тоже сильно варьируется. Зависит все только от фантазии и мастерства. Мы, например, записали гитары в студии «Hiboll», а барабаны в недействующей Лютеранской церкви Святой Анны. Для этого пришлось организовать аренду церкви, аренду звукооператора с его оборудованием и привезти туда инструменты.

В студии же почасовая оплата, а значит, чем дольше записываетесь, тем дороже все обходится. Начинающим группам все это лучше делать дома, пока не появится достаточно опыта, чтобы все круто в студии получилось. Аренда студии на час обойдется примерно в тысячу рублей. В некоторых случаях можно за целый день альбом записать, а можно одну партию гитары.

Нужно кричать о себе так сильно, как сможете: через соцсети, канал на YouTube и другими способами. Ну и какая группа без собственного сайта.

Первый наш альбом сделан полностью нами, за наши деньги, без всяких продюсеров. С клипами тоже самое. Мы даже раскадровку клипа сами делали. Илья (Санников, гитара/вокал — Прим. ред.) по образованию режиссер, что нам очень помогло.

Клипы — это деньги и наличие идеи. Сколько вы потратите на это все зависит только от вас. Еще раз скажу, что вопрос использования имеющегося бюджета очень индивидуален для каждой группы. Главное — желание что-то сделать. Если упираться в цифры, люди будут боятся делать следующий шаг. Все ведь приходят в ужас, услышав о том, что нужно за что-то платить. Думают, что дорого. А надо думать о том, на сколько круто вы хотите это сделать.

 

Планы по завоеванию мира

Планы наполеоновские. Скоро в продажу поступят наши диски. Весной поедем в тур по Центральному региону и югу России. Планируем снимать еще клипы. Работаем над вторым альбомом, над концепцией и содержанием.

 

 

Алексей Крамарев, 

группа «Bad Bad Roxanne»,

 бас-гитара/электронный бас/перкуссия

muz11

 

Чем занимались до создания группы?

Мы все жили и учились в Воронеже. Я играл в разных группах, пел в «Dreads fly too», Саша (солист — Прим. ред.) играл на гитаре в другом коллективе и работал в звукозаписывающей студии. Я к нему пришел записывать альбом, так мы и познакомились, и вскоре я присоединился к его музыкальному проекту.

 

Возможно ли совмещать работу и участие в группе? 

Совмещать приходится, так как доход у музыкальных групп такого масштаба невелик. Сейчас зарабатываю на жизнь работой в офисе, есть несколько собственных музыкальных проектов.

Маша (клавиши — Прим. ред.) работает графическим дизайнером, Саша работает на радио звукорежиссером, записывает группы и эфир, параллельно повышает квалификацию в Университете профсоюзов.

 

Что нужно для создания группы?

Желание, тогда и все остальное будет.

 

Где и как выступали?

Концерты организовываем сами. Находим площадки, связываемся с менеджерами. Используем старые контакты, много было наработано в поездках с группой «Валентин Стрыкало» (Алексей был менеджером группы в одном туре, — Прим. ред.). В Питере выступали только в «Муке» и «Цоколе», впереди «Опера».

 

Как развиваться?

В первую очередь, заниматься музыкой, обтачивать свой материал, стремится к собственному звучанию, избегать клиширования и копирования.

Хороший материал должен сам себя показать, и, если он действительно хорош, то остальное подтянется.

 

Как записать свой альбом и снять клип? 

Весь старый материал мы записали на студии в Воронеже, в которой и репетировали, наш вокалист там работал. Сейчас мы записываем и сводим все дома, отправляя на доработки в Воронеж.

Нужно качественно подготовиться до прихода на студию, это сэкономит наши деньги и нервы звукорежиссера.

Вообще, сейчас, практически, любой, кто хорошо знаком с технической составляющей способен записать альбом дома с относительно нормальным звучанием, особенно, если это касается непринужденного и модного нынче lo-fi звучания.

Основное в клипе — это задумка, идея, а от нее уже отталкиваться можно в техническом обеспечении.

 

Планы по завоеванию мира

Ближайший план — тур по Прибалтике.

 

 

 

 

 

 

Ангелина Шуляковская, 

группа Притяжение, 

бас-гитара

Чем занимались до создания группы?

До создания группы я, как все, ходила в школу, делала уроки и думала, как создать группу. Когда я ее создала, остальное не изменилось: я так же продолжала ходить в школу (все в школе знали, что я играю в группе, учителя порой отпускали меня с уроков на репетицию, моя учительница по истории даже один раз на концерт пришла), поступила в университет, закончила бакалавриат и поступила в магистратуру. У меня все гармонично, ничего не мешает ничему.

Единственное, чему не должно быть места в вашей жизни, когда вы принимаетесь за занятия музыкой — это лень. Тот, кто говорит «я хочу играть в группе, но у меня нет на это времени» — просто плохо хочет. Да, придется от чего-то отказаться, почти наверняка придется. Хочется делать что-то — делайте. Только делайте это хорошо. Ответственно.

 

Что нужно для создания группы?

Во-первых, нужно желание. Во-вторых, терпение. Желание совершенствоваться. Нужна искра, которая сможет убедить всех вокруг, что вы без пяти минут играете на самой крупной площадке России и у вас толпы фанатов. Будьте уверены, что у вас все получится, и оно на самом деле получится. Главное — искренне в это верить.

Инструменты — это наживное. У меня вообще долгое время не было своей гитары, в аренду брала на репточке.

Надо слушать музыку, много музыки. Разной. Поп, рок, панк, техно, электро, синти, дэнс. Быть в курсе качественных музыкальных новинок месяца (для этого достаточно залезать в топы iTunes и GooglePlay, да на ту же Яндекс.Музыку). Анализируйте композиции — вот тут отлично, а тут я бы сделал иначе, о, а я бы до такого не додумался, какой автор молодец! Если вы обожаете западную музыку — научитесь любить отечественную и наоборот. Постоянно расширяйте музыкальный кругозор, но будьте разборчивы.

Обязательно слушайте музыку своих коллег (у вас наверняка появятся в поле зрения группы, играющие сходную музыку на примерно вашем уровне).

 

Где выступать?

Где мы только не выступали. Сейчас даже клубов нет таких, и слава богу. Были кошмарные «фестивали» с бесплатным входом в жутко андеграундных клубах. Там играли группы, которые только вчера решили, что они группа.

Я получила такой стресс, что это переродилось в абсолютно спокойное отношение к любому зрителю и любой сцене. Меня ничем не удивить уже, самое ужасное я уже видела. Клуб на втором этаже «Апрашки», гримерка с двухэтажной кроватью, обдолбанные зрители с пластиковыми стаканами проливающегося пива, окровавленная гитара фронтмена другой группы (разрезал пальцы струнами).

Новичкам советую не делать одного — не платить деньги за выступления. Никогда не соглашайтесь на условия типа «вот вам 50 билетов по 200 рублей, вы мне платите 10 тысяч, потом продаете билеты за 250, и вы в плюсе». Вы их не продадите. А за 10 тысяч можно арендовать приличный клуб для сольного концерта. Играйте бесплатно где угодно (естественно, в хорошие клубы вы сразу не попадете) — нарабатывайте концертный опыт, умение вести себя на сцене, общение с залом, контролируйте стрессовые ситуации, избавляйтесь от нервов и неловких моментов. Анализируйте каждое выступление вместе с группой. В течение года зовите на выступления только ближайших друзей, которые честно укажут вам на ваши недостатки.

Позже — у вас появится свой стиль, свои фишки, своя аудитория (пусть в 150 человек), и можно уже подавать заявки на летние фестивали и музыкальные конкурсы. И делать это из раза в раз, заинтересовывать организаторов чем-то новым. Если вас не взяли на фест — забейте, запишите сингл, и вас могут взять на следующий год.

 

 

Как развиваться?

Для начала, вычистите свои социальные сети. Соцсети — это ваше лицо. Сделайте единый стиль, приведите в порядок информацию. Пишите грамотно. Уважайте ваших поклонников: не пишите за день до концерта «чуваки, завтра играем в клубе Красная Вафля, вход 200 рублей». Доводите до зрителя сведения о ваших планах красочно, регулярно, доходчиво и неоднократно. В этом вам поможет сестра/соседка/девушка басиста, которая умеет вести простейший постинг в соцсетях. Заведите себе страничку в Instagram, регулярно ее обновляйте. Люди, которые потенциально заплатят деньги за ваш концерт, должны видеть, что вот это группа «Зеленый Веник» записывает новый трек, вот они устроили фотосессию, вот они репетируют и так далее.

Наводните все возможные тематические паблики вашими треками, видео и прочим контентом (берем только бесплатные, платные в 99% случаев не стоят этих денег на начальном уровне группы). Заблаговременно делайте анонсы  выступлений во всех тематических группах, где бесплатно размещают афишы рок-концертов.

В записи альбома много нюансов и деталей. Я вот вообще не люблю полноформатные альбомы. Но если брать усредненную ситуацию, то, во-первых, советую записываться не через звуковую карту, а вживую. Это важно для оттачивания мастерства и целостного восприятия процесса.

Не стоит замахиваться на дорогие студии и искать лучшего в вашем городе звукорежиссера. На студии и в процессе сведения не происходит магии, все зависит от ваших умений. Если вы решили записать трек (или несколько), сначала поиграйте его раз 20. Выпейте чаю. Пусть каждый скажет, что бы он поменял в этом треке. Покрутите его так и этак, измените немного барабаны, гитарные партии. Выпейте еще чаю. Идите домой.

Через несколько таких мозговых штурмов сделайте черновой вариант записи. Послушайте ее пару дней. Устраните все, что вам не нравится и придите к консенсусу. Теперь записывайте. Не забывайте о пиар-кампании: пусть все знают, что у вас выходит новая пластинка.

Я думаю, что, если вы собираете меньше 300 человек на сольном концерте и у вас меньше трех-четырех тысяч в группе В Контакте, то клип вам не нужен. Он не окупится с точки зрения увеличения вашего дохода с концерта.

Лучше снимите на видео акустические версии ваших песен —затраты минимальны, а в итоге получится интересный взгляд на вашу музыку. Даже если вы играете пост-хардкор.
Планы по завоеванию мира

В ближайших планах — проехаться летом по пяти-шести опен-эйрам. Есть задумка попасть на разогрев к хорошему западному артисту, думаю, это принесет нам ценный опыт и новую публику.