НАЧИНАЕМ СЕРИЮ МАТЕРИАЛОВ О СОВРЕМЕННЫХ ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ АНДЕГРАУНДНЫХ И НЕ ОЧЕНЬ. СОЗДАТЕЛЬ ЖУРНАЛА «БОЮСЬ ВИРДЖИНИИ ВУЛФ» РОМАН СМИРНОВ РАССКАЗАЛ ЗАЧЕМ ОН ЭТИМ ЗАНИМАЕТСЯ И КОМУ ЭТО НУЖНО.

Начиналось все так

Я вырос в Железногорске, маленьком закрытом городе около Красноярска. Это лютая Сибирь. Очень сложно было найти людей, с которыми интересно общаться. В 10-11 классе мы с пацанами скооперировались, читали какие-то суперредкие книги, слушали музыку, были такими пиз***ками, интересующимися всем. Типа интеллектуалы. Надо же было как-то развиваться.

Мы тогда жестко бухали, угоняли тачки и еще всякое творили. У нас скапливались много крутых историй, которые мы постепенно стали забывать. Мне их предложили записывать, ведь я лучше всех всегда пересказываю наши приключения. Так я и начал писать.

 

 

Слом

Помню как мне надоело читать книги: все, что мне попадались были нереально похожи друг на друга и написаны однобоко. На первом курсе истфака я открыл для себя Тома Вулфа, Генри Миллера, Блеза Сандрара и французских всяких чуваков. Я понял, что надо топить в таком духе. Тогда захотел создать свой журнал и звать туда нормальных пацанов, чтобы писали так же.

Я на Ваське кавартиру с друганом снимал, у нас была крыша открытая и мы иногда ходили ссать с нее. У меня паранойя такая есть, когда я стою на краю крыши, что подойдет сзади кто-то, даст пинка, я упаду вниз, а у меня еще и ширинка растегнута, ну пи***ц ситуация. И вот стою я и думаю: «Блин, боюсь… боюсь Вирджинии Вулф». Есть такое произведение Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». В тот момент я ответил Олби кто же ее боится и заодно придумал название журнала.

 

В качестве иллюстраций использованы изображения открыток Дарьи Ахмедовой с фразами из текстов «Боюсь Вирджинии Вулф»

Пиши и издавай

Я начал писать тексты, первый из которых был про макдональдс — а нет! Был у меня в начале рассказ «Почему застрелился Ричард Бротиган». Ну писатель такой. Там описывалась вписка, какие-то шутки, а потом все заканчивается описанием и фразой «Ричард Бротиган застрелился просто так».

Серъезно я занялся «Вирджинией» только через пол года. Нужно было мутить сайт. Я вообще ничего не умел. Сел у себя в квартире и за неделю, питаясь одним дошиком и пельменями, начал понемногу вникать и, в итоге, сделал сайт. Поначалу звал знакомых чуваков писать. Они делали не то. Очень обычно у них все выходило.

Постепенно все слились и остался я один. В среднем, на текст у меня уходит часов 20. Никто из знакомых не готов был настолько отдаваться делу. Вот только сейчас, через два с половиной года после запуска, я нашел людей, которым это реально интересно. Один живет в штате Вирджиния, что довольно забавно. Он читал материалы на сайте, мы списались, очень толковый парень оказался. Сейчас он переводит тексты и мы хотим издать журнал в штатах и в Европе.

В марте мы напечатаем мою книгу в формате журнала. Я сам скептически отношусь к печатным книгам. Стоят какие-то кирпичи на полках, не знаешь что с ними делать.

Я захотел издать такую книгу, которая стоит того, чтобы быть напечатанной. В ней должно быть то, что в силу ограниченности компьютеров ты не можешь прочувствовать. Суперкрутой версткой занималась моя подруга Лиза Казанцева, а фотографии одних из лучших фотографов на постсоветском пространстве.

С фотографами мы списывались сначала просто, чтобы делать обложки для статей на сайте. До этого мы брали пи***ц какие ужасные фотки. Всем, наверно, стыдно за то, что они делали раньше.

Я понял, что правильно подобранные фотки передают нужное настроение текстов. Например есть текст про чувака, который застрял в лифте, сошел с ума и думает, что он дьявол и повелевает людьми. И фотку мы подобрали, где модель  наклоняется в сторону от тени чьей-то руки.

Люди спрашивают зачем такая модная фотография к такому странному тексту. Ну слушайте, а как связаны многие песни и видеоряд? Так вот в журнале будут фотки, которые передают настроение журнала.

 

 

Как

 

Я давно хотел издать свою книгу. Теперь же я пошел дальше и решил сделать цельное произведение искусства, где будут не просто верстка, фотографии и текст, но еще и тактильные фишки, выпуклые буквы, блестки, разная бумага.

Я даже хотел туда делать пробники с запахом, но мало кто у нас умеет это делать. То есть ты должен в одной типографии все напечатать, потом везти в другую, чтобы они этих пробников добавили. Пока такой возможности нет, надеюсь скоро появится.

Без регистрации СМИ мы можем печатать до 1000 номеров. У нас будет 500, а может 999. Тут есть некоторые тонкости. Если ты печатаешь тираж больше 500 экземпляров, то у тебя офсетный тип печати. Создается офсетная форма и потом на бумаге делается слепок этой формы. Основные деньги уходят на создание такой формы, а бумага сама по себе очень дешевая. Если делать меньше 500, то нет смысла создавать офсетную форму — она не окупится. В таких случаях журнал делают цифровой печатью. Просто на качественном принтере распечатывают номер. Это получается довольно дорого. Из-за этого напечатать 200 номеров и 500 стоит одинаково. Печатать 300 смысла нет, ведь заплатишь больше, чем за 500. Такая вот история.

Мы пишем книжным магазинам типа «Подписных изданий», магазинам одежды всяким. В основном все на реализацию берут, то есть ты приносишь им десять журналов, один журнал купили — тебе перевели долю. В основном, никто не делает закупок. Все говорят, что нет денег. Наверно, в этой сфере действительно ни у кого нет денег.

 

 

Цель

Хочу ли я просто запечатлеть себя на бумаге? Я даже не знаю, что сейчас долговечнее сайт или бумага. Хочу показать, что книга сама по себе может быть произведением искусства.

Я просто занимаюсь тем, что нравится. Конечно, мы не полные идиоты и понимаем, что нужно расширяться. Это приятно, что тебя читает больше людей. У меня есть представление об аудитории, которая нас читает и куда нужно двигаться.

 

 

Зачем

Я не верю в коммерческий успех этого предприятия. Это бы прокатило в Европе, но не у нас. С другой стороны, попробовать стоит. Ничего ведь не потеряю, если организую через краудфандинг сбор средств на выпуск журнала. Так я сделал.

Если говорить о том, чтобы жить на доход от журнала, то это не сейчас и не здесь. Может через 20-30 лет, а пока нет. Сейчас можно выжить, только если делаешь дикую попсу вроде журнала «Собака». Мы не про это. Мы про искусство.

Никто ничего не делает за деньги. Мы ведь делаем искусство. В смысле, какие вообще деньги? Если есть классная идея, обязательно найдешь таких людей, которые готовы с тобой работать просто по фану. С издания журнала все равно никакой профит не получишь. Максимум, на что мы можем рассчитывать, это что вложенные деньги отобьются и мы сможем на пару недель съездить в Берлин потусить.

У нас страна такая. Ну кто купит красивый, качественно сделанный журнал рублей скажем за 400, если можно в макдаке за эти деньги отлично посидеть? Многие выбирают макдак. Может они и правы.

 

 

О других изданиях

Этим летом я встретился в Праге с главным редактором сайта Радио Свобода Дмитрием Волчеком. Его хобби — издательство «Kolonna publications». Они публикуют достаточно андеграундных авторов. В одном интервью его спросили сколько он с зарабатывает с этого. Он рассмеялся. Ответил, что зарабатывает на радио, а публикует он для себя. Все равно ведь приятно.

Честно говоря, нет в России людей, которые делают зины и получают с этого деньги. Все держится на честном слове и энтузиазме ребят. У этих людей обычно есть основная работа или источник дохода. Зины — не бизнес, это скорее такая отдушина.

Журналы сейчас не для того, чтобы люди информацию получали, а для эстетического удовольствия. В некоторых изданиях никакой эстетики правда нет, например, Moloko plus занимается какими-то совсем уж запрещенными статьями. Разные у всех цели.

 

 

Будущее печатных изданий

Журналы будут существовать только как предметы искусства. Людям хочется что-то трогать. Сейчас чуваки во Франции делают очень клевые вещи. Например, один журнал подается людям в кубе льда. То есть, чтобы достать его, ты должен разбить лед молотком. Получается не так чтобы здорово, ведь ты достаешь не очень приятный мокрый журнал. Хотя задумка неплохая.

Мне нравится вот что. Есть журнал про разрушение. Он спаян с обоих сторон: там где корешок и с противоположной. Чтобы открыть журнал, тебе нужно разорвать первую страницу, потом вторую и в конце ты разрушаешь сам журнал. То есть прочел журнал про разрушение и разрушил его.

В этом есть идея. Это клево. Это ценнее, чем какой-нибудь покетбук с Керуаком. Мне кажется будущее за этим.